Воспитательная работа с учащимися
в Могилевской городской СДЮШОР №4
Специфика воспитательной работы в спортивной школе состоит в том, что тренер-преподаватель может проводить ее не только во время учебно-тренировочных занятий, а дополнительно на тренировочных сборах и в спортивно-оздоровительных лагерях, где используется и свободное время.
На протяжении многолетней спортивной подготовки тренер формирует у занимающихся прежде всего патриотизм, нравственные качества (честность, доброжелательность, самообладание, дисциплинированность, терпимость, коллективизм) в сочетании с волевыми (настойчивость, смелость, упорство, терпеливость), эстетические чувства прекрасного, аккуратность, трудолюбие.
Воспитательные средства:
- личный пример и педагогическое мастерство тренера;
- высокая организация учебно-тренировочного процесса;
- атмосфера трудолюбия, взаимопомощи, творчества;
- дружный коллектив;
- система морального стимулирования;
- наставничество опытных спортсменов.
Основные воспитательные мероприятия:
- прием вновь поступивших в школу;
- проводы выпускников;
- просмотр соревнований и их обсуждение;
- регулярное подведение итогов спортивной деятельности учащихся;
- проведение тематических праздников (в летний период времени);
- встречи со знаменитыми спортсменами;
- тематические диспуты и беседы;
- трудовые сборы и субботники;
- оформление стендов, согласно памятным датам на учебный год.
Важное место в воспитательной работе должно отводиться соревнованиям. Кроме воспитания у учеников понятия об общечеловеческих ценностях, серьезное внимание обратить на этику спортивной борьбы на учебно-тренировочных сборах, соревнованиях.
Перед соревнованиями необходимо настраивать учащихся не только на достижение победы, но и на проявление в личном первенстве морально-волевых качеств.
Соревнования могут быть средством контроля за успешностью воспитательной работы в команде.
Наблюдая за особенностями поведения и высказывания учащихся во время учебно-тренировочных занятий (сборов), во время соревнований тренер может сделать вывод о сформированности у них необходимых качеств.
План воспитательной работы
с учащимися Могилевской городской СДЮШОР №4
на учебный год
№ | Мероприятия | Задачи | Сроки проведения |
1 | Проведение бесед с учащимися по ТБ (на занятиях, на спортплощадках, на дорогах города и т.д.) |
Воспитательная Образовательная |
Сентябрь, май |
2 | Проведение родительских собраний в группах | Воспитательная | Октябрь, март |
3 | Проведение бесед о дисциплине, культуре речи, этики поведения, учащихся на УТЗ, на УТС, на соревнованиях, в спортивном лагере и т.д. |
Воспитательная Познавательная |
В течение года |
4 | Проведение бесед о гигиене, спортивной одежде, спортивной обуви, состоянии спортивного инвентаря и оборудования |
Воспитательная Образовательная Познавательная |
В течение года |
5 | Проведение бесед о валеологической культуре учащихся (СПИД, ЗОЖ) |
Воспитательная Образовательная Познавательная |
Согласно плана комплексно-целевой программы |
6 | Просмотр видео соревнований различного уровня |
Воспитательная Образовательная Познавательная |
В течение года |
7 | Участие в соревнованиях различного уровня |
Воспитательная Образовательная Познавательная |
Согласно календарного плана спортивно-массовых мероприятий |
8 | Проведение бесед и практических занятий с учащимися по привитию инструкторских и судейских навыков |
Воспитательная Образовательная Познавательная |
В течение года |
9 | Проверка успеваемости учащихся | Воспитательная | В течение года |
10 | Организация встреч со спортсменами национальных (сборный) команд, ветеранами спорта |
Воспитательная Познавательная |
На усмотрение тренера |
11 | Участие в городских мероприятиях |
Воспитательная
|
В течение года |
12 | Проведение бесед согласно памятным датам на учебный год |
Воспитательная Образовательная Познавательная |
В течение года |
Воспитательная работа тренера-преподавателя с учащимися групп должна быть направлена:
- гармоничное развитие личности ребенка;
- формирование и укрепление спортивных традиций, подготовку и проведение коллективных творческих дел;
- сохранение и укрепление здоровья;
- формирование культуры здорового образа жизни;
- создание учащимся условий для полной самореализации и достижения спортивных успехов сообразно способностям.
Воспитательная работа спортивной школы
должна быть направлена направленна на:
1. Воспитание патриотических качеств спортсменов - воспитать полезного обществу гражданина патриота своей Родины.
2. Воспитание трудолюбия является основным стержнем воспитательной работы. Нужно показывать спортсменам, что успех в современном спорте зависит прежде всего от трудолюбия. Можно рассказать о тренировке лучших представителей «своего» вида спорта, о сильнейших спортсменах.
3. Воспитание дисциплинированности проявляется в посещении занятий, соблюдение тренировочного режима, строгом и точным выполнением определенных правил и указаний тренера.
4. Воспитание морального качества служит личный пример тренера, убеждение, целенаправленная постановка задач, поощрение и наказание, а также внешний вид тренера должен быть безукоризненным. Аккуратная и красивая спортивная форма, элегантный вид повседневной одежды невольно заставляют учеников обратить особое внимание на свой внешний вид. Чем шире кругозор тренера, чем выше его специальные и общие знания.
5. Поощрение – главное условие в применении поощрения – своевременность. Запоздавшее поощрение создает у спортсмена впечатление, что его успехи безразличны тренеру, и окружающим.
6. Наказание – это эффективный метод наказания требует очень внимательного и вдумчивого отношения. Наказание должно быть справедливым и своевременным.
7. Волевыми качествами считаются смелость и решительность. Воля спортсмена развивается и укрепляется в процессе сознательного преодоления трудностей объективного и субъективного характера (постановки усложняющихся задач).
8. Упорство в современной тренировке, основано на применение высоких и интенсивных нагрузок, «умение терпеть» вырабатывается при:
- искусственном наращивание усилий по мере наступления утомления
- тренировка в группе особенно полезна для сравнительно слабых спортсменов (попытка не отставать от сильных товарищей)
- применение соревновательного метода – является мощным раздражителем и может быть использован в различных видах подготовки и прежде всего в ОФП.
9. Смелость - частое участие в соревнованиях, создание в тренировке более сложных условий чем на соревнованиях, применение психологических приемов.
Таким образом, воспитание спортсменов является первой и главнейшей задачей любого тренера, задачей, которая должна решаться на всех этапах спортивной подготовки - от новичка до тренировки высококвалифицированного спортсмена.