Идеология

                                                                 

Воспитательная работа с учащимися

в Могилевской городской СДЮШОР №4

 

Специфика воспитательной работы в спортивной школе состоит в том, что тренер-преподаватель может проводить ее не только во время учебно-тренировочных занятий, а дополнительно на тренировочных сборах и в спортивно-оздоровительных лагерях, где используется и свободное время.

На протяжении многолетней спортивной подготовки тренер формирует у занимающихся прежде всего патриотизм, нравственные качества (честность, доброжелательность, самообладание, дисциплинированность, терпимость, коллективизм) в сочетании с волевыми (настойчивость, смелость, упорство, терпеливость), эстетические чувства прекрасного, аккуратность, трудолюбие.

 

Воспитательные средства:

 

- личный пример и педагогическое мастерство тренера;

- высокая организация учебно-тренировочного процесса;

- атмосфера трудолюбия, взаимопомощи, творчества;

- дружный коллектив;

- система морального стимулирования;

- наставничество опытных спортсменов.

 

          Основные воспитательные мероприятия:

 

- прием вновь поступивших в школу;

- проводы выпускников;

- просмотр соревнований и их обсуждение;

- регулярное подведение итогов спортивной деятельности учащихся;

- проведение тематических праздников (в летний период времени);

- встречи со знаменитыми спортсменами;

        - тематические диспуты и беседы;

- трудовые сборы и субботники;

- оформление стендов, согласно памятным датам на учебный год.

 

Важное место в воспитательной работе должно отводиться соревнованиям. Кроме воспитания у учеников понятия об общечеловеческих ценностях, серьезное внимание обратить на этику спортивной борьбы на учебно-тренировочных сборах, соревнованиях.

Перед соревнованиями необходимо настраивать учащихся не только на достижение победы, но и на проявление в личном первенстве морально-волевых качеств.

Соревнования могут быть средством контроля за успешностью воспитательной работы в команде.

Наблюдая за особенностями поведения и высказывания учащихся во время учебно-тренировочных занятий (сборов), во время соревнований тренер может сделать вывод о сформированности у них необходимых качеств.

 

 

 

План воспитательной работы

с учащимися Могилевской городской СДЮШОР №4

на учебный год

 

 

Мероприятия Задачи Сроки проведения
1 Проведение бесед с учащимися по ТБ (на занятиях, на спортплощадках, на дорогах города и т.д.)

Воспитательная

Образовательная

Сентябрь, май
2 Проведение родительских собраний в группах Воспитательная Октябрь, март
3 Проведение бесед о дисциплине, культуре речи, этики поведения, учащихся на УТЗ, на УТС, на соревнованиях, в спортивном лагере и т.д.

Воспитательная

Познавательная

В течение года
4 Проведение бесед о гигиене, спортивной одежде, спортивной обуви, состоянии спортивного инвентаря и оборудования

Воспитательная

Образовательная

Познавательная

В течение года
5 Проведение бесед о валеологической культуре учащихся (СПИД, ЗОЖ)

Воспитательная

Образовательная

Познавательная

Согласно плана комплексно-целевой программы
6 Просмотр видео соревнований различного уровня

Воспитательная

Образовательная

Познавательная

В течение года
7 Участие в соревнованиях различного уровня

Воспитательная

Образовательная

Познавательная

Согласно календарного плана спортивно-массовых мероприятий
8 Проведение бесед и практических занятий с учащимися по привитию инструкторских и судейских навыков

Воспитательная

Образовательная

Познавательная

В течение года
9 Проверка успеваемости учащихся Воспитательная В течение года
10 Организация встреч со спортсменами национальных (сборный) команд, ветеранами спорта

Воспитательная

Познавательная

На усмотрение тренера
11 Участие в городских мероприятиях

Воспитательная

 

В течение года
12 Проведение бесед согласно памятным датам на учебный год

Воспитательная

Образовательная

Познавательная

В течение года

 

Воспитательная работа тренера-преподавателя с учащимися групп должна быть направлена:

- гармоничное развитие личности ребенка;

- формирование и укрепление спортивных традиций, подготовку и проведение коллективных творческих дел;

- сохранение и укрепление здоровья;

- формирование культуры здорового образа жизни;

- создание учащимся условий для полной самореализации и достижения спортивных успехов сообразно способностям.

 

Воспитательная работа спортивной школы

должна быть направлена направленна на:

 

1. Воспитание патриотических качеств спортсменов - воспитать полезного обществу гражданина патриота своей Родины.

2. Воспитание трудолюбия является основным стержнем воспитательной работы. Нужно показывать спортсменам, что успех в современном спорте зависит прежде всего от трудолюбия. Можно рассказать о тренировке лучших представителей «своего» вида спорта, о сильнейших спортсменах.

3. Воспитание дисциплинированности проявляется в посещении занятий, соблюдение тренировочного режима, строгом и точным выполнением определенных правил и указаний тренера.

4. Воспитание морального качества служит личный пример тренера, убеждение, целенаправленная постановка задач, поощрение и наказание, а также внешний вид тренера должен быть безукоризненным. Аккуратная и красивая спортивная форма, элегантный вид повседневной одежды невольно заставляют учеников обратить особое внимание на свой внешний вид. Чем шире кругозор тренера, чем выше его специальные и общие знания.

5. Поощрение – главное условие в применении поощрения – своевременность. Запоздавшее поощрение создает у спортсмена впечатление, что его успехи безразличны тренеру, и окружающим.

6. Наказание – это эффективный метод наказания требует очень внимательного и вдумчивого отношения. Наказание должно быть справедливым и своевременным.

7. Волевыми качествами считаются смелость и решительность. Воля спортсмена развивается и укрепляется в процессе сознательного преодоления трудностей объективного и субъективного характера (постановки усложняющихся задач).

8. Упорство в современной тренировке, основано на применение высоких и интенсивных нагрузок, «умение терпеть» вырабатывается при:

- искусственном наращивание усилий по мере наступления утомления

- тренировка в группе особенно полезна для сравнительно слабых спортсменов (попытка не отставать от сильных товарищей)

- применение соревновательного метода – является мощным раздражителем и может быть использован в различных видах подготовки и прежде всего в ОФП.

9. Смелость - частое участие в соревнованиях, создание в тренировке более сложных условий чем на соревнованиях, применение психологических приемов.

 

Таким образом, воспитание спортсменов является первой и главнейшей задачей любого тренера, задачей, которая должна решаться на всех этапах спортивной подготовки - от новичка до тренировки высококвалифицированного спортсмена.